Первым собрал и систематизировал толкование сновидений Артемидор Далдианский, живший в Лидии во второй половине 2 в. н.э. В своем соннике «Онейрокритика» он изложил цельную систему толкованием снов. Артемидор не искал источник сновидений, он был практиком, собирал сны, анализировал их исполнение и на основе этого выводил значения символов. Его толкования были основаны на символизме вещей и событий. Причину сновидений искали многие философы. Аристотель (4 в. до н.э.), например, полагал, что сновидения могут исходить об Бога либо скрываться внутри самого человека. Он полагал, что существует в душе нечто, что формирует события жизни человека. Человек сам может проецировать события собственной жизни, - считал Аристотель.
До Артемидора и долгое время после него верили, что сны предвещают события. А толкователей называли прорицателями. Артемидор создал классификацию сновидений. Он разделил их на две категории: обычные и вещие. Вещими он называл те, в которых человеку открывалась будущее. Обычные рассказывали о переживаниях настоящего момента.
В наше время вещими снами называют те, которые исполняются буквально. Но Артемидор имел в виду совсем другое. Обычные сны, согласно его теории, - это переживания, которые возвращаются во сне: «…Влюбленный видит себя во сне с предметом своей любви; испуганный видит то, чего он боится; голодному снится, будто он есть; жаждущему будто он пьет…» Он не уделял внимания снам такого рода, считал, что их действие заканчивается, так только человек просыпается.
Вещие сны Артемидор подразделял на аллегорические и прямосозерцательные. Прямосозерцательные – те, которые мы сейчас называем вещими. Аллегорические – символичные сны, где «движения или измышления души указывают на предстоящее добро и зло». Аллегорические сны подразделялись в свою очередь на пять подвидов.
1. Своевещие, где человек видит себя, и которые исполняются для самого спящего. 2. Чужевещие, где спящий видит кого-то другого, и такой сон предсказывает события другого человека. Правда, при условии, что этот другой более или менее знаком спящему. 3. Общие, где спящий видит себя с другими. Однако Артемидор обнаружил, что своевещие могут сбываться и для родственников спящего, а общие и лично для видевшего сон. 4. Общественные, если символы во сне несут общественный характер. Например, площадь. 5. Космические – сны на философскую тематику, где рассказывалось о вещах, непостижимых для разума человека. Кроме того, согласно его теории, приятный сюжет не всегда означал такое же приятное исполнение. Он полагал, что эмоции не являются показателем - дурной сон или хороший. При этом отрицательные эмоции во сне могут предсказывать благоприятные события. Главным показателем являлись значения символов, а не сила эмоций.
|
|
Артемидор верил, что сны не следует толковать индивидуально, исходя из личностных характеристик. Значения символов определяются культурной принадлежностью человека, его вероисповеданием.
Он учитывал все мелочи, все детали, толковал последовательно каждый символ, выстраивая, таким образом, цельную картину. Поэтому он отвергал для толкования сны, которые не запоминались целиков. |
Значения символов он выводил на основе примет, поверий, обычаев, нравов. Приведем несколько примеров.
«Летать во сне, держась прямо и невысоко над землей к добру для сновидцев, и чем дальше он от земли, тем больше он возвышается над пешими, потому что об удачнике всегда говорят: «высоко вознесся»…» Из отрывка видно, что Артемидор учитывал не сам факт полета, но то, что полет – это значит оторваться от земли. Значение имеет то, что повседневная жизнь – приземленное существование, пронизанное практичными поступками. Из этого, в том числе следует, что во втором веке н.э. фактор социального неравенства был весьма актуален. В настоящее время такой полет будет скорее означать развитие в себе доброты, терпимости к окружающим, понимания и прощения (иногда, в ущерб себе), - так называемых общечеловеческих ценностей, которые проповедуются во многих религиях. Поэтому в наше время считают, что летать во сне, - значит развивать в себе такие качества, отрываться от материальных благ, возвышаться над ними. Возьмем другой пример.
«… Если снится, что имеешь или видишь ребенка, особенно – новорожденного, то когда это собственный ребенок – плохо и для мужчины, и для женщины. Такой сон предвещает тревоги, горести и заботы о всяких неотложных делах, ведь без этого не вырастить младенца. И одно старое изречение на то указывает: оно гласит: «Дитя отцу – вечный страх да печаль». Дети мужеского пола предвещают благой исход, а женского пола – что исход будет хуже начала, а также убытки: ведь мальчики, выросши ничего не берут у родителей, а девочкам нужно приданное…» И снова из приведенного хода рассуждений мы наблюдаем, что понимание символа, его значения находится под непосредственным влиянием той эпохи, в которой живет спящий. Ведь в наше время рождение ребенка – радость. И пол уже не настолько существенен. Хотя для мужчины рождение сына и является «доказательством» его мужественности.
Получается, что значения символов устаревают со временем. Век за веком, значения символов Артемидора переставали работать, но это не смущало составителей справочников. Все те же значения и сегодня переходят из сонника в сонник. Но люди пытаются их применять, убеждаются, что они не работают и тогда вся система толкования и предсказания либо отвергается, либо воспринимается с глубоким недоверием. Не удивительно, что когда в конце 19 века, когда Зигмунд Фрейд взялся за толкование снов, он даже не стал рассматривать возможность предсказания событий на основе сновидений. Как психоаналитик Фрейд считал, что сны являются лишь отражением мыслительных процессов, проходящих глубоко в подсознании. За снами он закрепил лишь одно значение - диагностика состояния души.
Источник: http://www.gps-profi.ru |